(RU) Как в Украине обстоят дела на рынке онлайн-заказа продуктов питания

(RU) Как в Украине обстоят дела на рынке онлайн-заказа продуктов питания

Kaleidoskop, Standpunkt

Leider ist der Eintrag nur auf Russisch verfügbar.

В век стремительного развития информационных технологий автоматизация процессов дошла до таких отраслей экономики, которые ранее сложно было представить. Например, покупка в интернете цифровой и бытовой техники уже с середины «нулевых» является нашей повседневностью. В результате этого многие гипермаркеты техники стали выполнять в большей мере декоративную функцию, т. е. покупатели пришли в магазин, посмотрели товар, а потом заказали его в интернете. Этот процесс проходит в рамках глобальной мировой тенденции к замещению физических магазинов торговыми онлайн-площадками.

Объем рынка и его тенденции

Новым и перспективным является рынок онлайн-заказов продуктов питания. Под онлайн-рынком продуктов питания в данном анализе подразумеваем рынок, на котором осуществляется купля-продажа через интернет продуктов питания и напитков. Объем рынка в Украине составляет около 100 млн долл. Интернетом в Украине, по данным на 2017 год, пользуется 60% населения (в числовом эквиваленте это примерно 25 млн человек). Из числа интернет-пользователей 20% совершают покупки различных товаров в интернет-магазинах. Продукты же питания в интернете покупали лишь 10% пользователей. В среднем доля продаж продуктов через интернет в крупных торговых сетях составляет не более 1-1,3% от общего товарооборота.

Основные тенденции развития рынка:

Устойчивый рост числа онлайн-заказов продуктов питания. Повышение конкурентной составляющей рынка, поскольку все крупные торговые сети представлены в интернете, что приводит к ценовой конкуренции между игроками. В результате этого снижение цен повышает спрос. Происходит увеличение вложений в разработку и построение новых бизнес-процессов. К примеру, совершенствование логистических операций позволит крупным продуктовым сетям зайти на рынки малых городов с населением 70 тыс. – 100 тыс. человек. Игроки на рынке экономят на рекламе онлайн-продаж продуктов питания.

Основные игроки

В Украине игроки рынка онлайн-заказов продукции делятся на две категории. Онлайн-магазины офлайновых торговых сетей: Fozzyshop, «Фуршет», «МегаМаркет», Metro, «Ашан», Novus. Онлайн-магазины, которые не являются структурной единицей торговых сетей: RoyalMarket, FreshMart, Рroduktoff, Gastronom. В таблице и диаграмме приведены средние цены на доставку продуктов питания в городе Киеве.

Как правило, цены на продукты в крупных торговых сетях такие же, как и в офлайн. По факту клиент платит только за доставку. Отследить, где цены выше или ниже, для обычного покупателя очень сложно, поскольку необходимо изучить огромный массив цифровых данных и плюс ко всему провести корреляцию цен на продукты со стоимостью их доставки.

Потребности покупателей

Что может заставить человека изменить своим привычкам? Ответ прост: предоставить более удобную альтернативу. Основываясь на этой простой парадигме, нужно понять потребности клиентов. В Украине регулярные покупки продуктов через интернет осуществляют люди среднего класса. В классическом понимании средний класс — это социальная группа, имеющая устойчивые доходы, достаточные для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей. В Украине он составляет менее 25% от числа населения.

Люди этой социальной группы при покупке товаров через интернет имеют такие основные потребности:

1) импортные продукты премиум-класса;
2) качество продуктов;
3) надежная упаковка;
4) простой механизм урегулирования спорных ситуаций;
5) доставка день в день;
6) крупный заказ через интернет должен быть выгоднее, чем поход в магазин.

Общий анализ потребностей рынка

Потребность потребителей в качественных продуктах питания. Растет интерес к экологически чистым продуктам. Во всех основных торговых сетях есть современные интернет-сайты с удобным интерфейсом для оформления онлайн-заказов. Сложнее обстоит положение дел с инфраструктурой, которая требует значительных вложений для завоевание доли на региональных рынках. Сдерживает потенциал рынка онлайн-заказов продуктов питания устойчивая тенденция к сокращению реальных доходов населения Украины. Например, торговая сеть «АТБ», которая за 2017 г. увеличила товарооборот на 37% в сравнении с 2016 годом. Но в этой сети нет возможности делать онлайн-заказы. Ее козырь — низкие цены. Украинцы пока в большинстве своем выбирают приоритет низкой цены перед удобством интернет-заказа. Но как только возникнет устойчивая тенденция к повышению уровня реальных доходов населения, то с высокой вероятностью можно прогнозировать увеличение средней доли продаж продуктов питания через онлайн-заказ, вплоть до 20% от общего товарооборота рынка продуктов питания.

Алексей Зубов
Источник: 112.ua.

TEILEN

zu den Nachrichten