Фестивали уличной еды проводятся в Киеве с завидной регулярностью, вызывая у людей причастных к ресторанной сфере самые разные эмоции.
Читателям нашего сайта предлагаем познакомиться с мнением основателя Клуба рестораторов Валерия Полякова, который посетил 8-й Фестиваль уличной еды и взялся предсказать, что будет дальше для forbes.ua
Вопреки традиционным разговорам о нашей неповторимой ментальности, все происходящее в нашей стране легко и просто анализировать на примере цивилизованного мира, где все то, что мы тут внезапно открываем, уже давно забылось или стало частью повседневной жизни.
Так вот, хочу вас расстроить: нигде в мире нет фестивалей уличной еды. Иногда нечто подобное устраивается активными городскими администрациями, но проходит формально и скучно. Знаете, почему? Промо-стенды ресторанов вперемешку с кулинарными аматорами выпадают из мирового контекста, и скорее бы нам это понять.
В мире есть три событийных гастрономических тренда.
Первый, и ему уже сотни лет, еда и продукты как дополнение к ярмаркам или праздникам, пасхальная корзинка – отличная иллюстрация.
Второй – также с глубокой историей – это фестивали сезонных продуктов. Речь о фестивалях балтийской сельди в Хельсинки, лука-порея в Каталонии, лимонов во французском Ментоне, и еще сотни всевозможных событий. В гастрономическом раю – Италии – они происходят вокруг каждого продукта и называются «сарга». Драматургия проста и понятна: вот сезонный продукт – ешь и радуйся жизни.
Третий и самый новый – фестивали гастрономического искусства. Они возникли, после того как шефы из куховаров заслуженно превратились в звезд – на них лучшие повара готовят уникальные блюда, чтобы поразить собравшихся. Так делают Дэвид Пинт из Burnt Ends и Марио Тампакис из Bread Street Kitchen на британском Meatopia, Алекс Атала на Semana Mesa в Сан Паоло, Энтони Бурден на Capiltal Food Fight в Вашингтоне и еще десятки шефов на множестве фестивалей на всех континентах.
Уличная еда для жителей Бангкока, Пекина, Сингапура и Нью-Йорка – это не фестиваль, а ежедневная трапеза. Именно поэтому тайца не затащишь ни на какой фестиваль – он давно знает, на каком углу и что он купит на обед сегодня.
Что происходит в Киеве? Эволюция – на пути от горячего бутерброда с докторской колбасой и голландским сыром к стейку прожарки medium rare мы еще на первых километрах. Уличная еда у нас – это модный интертеймент, способ занять себя время от времени.
Рискую заиметь множество недругов, но давайте признаемся сами себе – на фестивалях уличной еды (за редким исключением) нет вкусной еды. Бороды, диджеи, инстаграмм, пузырьки просекко, иностранные слова и хитроумные вывески – но где здесь стойки с запахом, мимо которого невозможно пройти?
Фестиваль сегодня – это микс рекламных стендов ресторанов, экспериментирующих аматоров и филиалов передвижных киосков. На фестивале еды забыли про еду – это случается, се ля ви.
Кто объяснит мне, что гастрономического в баре для одиноких туристов Shooters? Для кого съесть сандвич от сети Aroma – гастрономическое событие года? Что делают здесь все эти рестораны? Mako Business Cafe, «Чачапури», Touch cafe, True Burger, Route 66, «Львівська майстерня шоколаду» – зачем вы здесь? Почему вы променяли гостей ваших заведений на желающих потусоваться? Что связывает уличную еду и ирландские устрицы? Если на стенде отличного ресторана «Баркас» покупаешь 3 рыбки и 4 мидии в пакетике за те же деньги, за которые в самом ресторане с сервисом и в комфорте продают ведро мидий и щедрое ассорти улова дня – что уникального в этой сделке, ее бестолковость? Зачем час стоять в очереди за едой из фургона, если сам фургон никуда не девался?
Вопросов много, но смысл текста – не в том, чтобы задать их вам, а в том, чтобы поделиться ответом. Да, мы юны и наивны в своих гастрономических симпатиях, еда все больше знакома нам по инстаграмм-сообщениям, и мы склонны к самообману. Рестораторы думают, что участие в фестивале автоматически сделает модными их заведения, гости все еще полагают, что еда – это категория тусовки, а не вкуса. Но все это болезни роста, и это и есть та самая хорошая новость.
Я говорил, что фестивалю нужно постоянное место – и вот ивент прописался на «Дарынке». Следующий шаг?
Событию предстоит из временного стать постоянным – превратившись из тусовки в место с уникальными и инновационными гастрономическими идеями. Временный формат обречен, а вот удастся ли авторам создать прецедент, когда 7 дней в неделю люди станут ездить на окраину всех окраин, чтобы съесть что-нибудь вкусное, как это происходит в Сингапуре, Бостоне и Джакарте?
Вот здесь я с интересом смотрю в будущее.